Подходя к этой непростой задаче, хотелось бы сразу оговориться, что вера не должна чураться конфронтации со спорными точками зрения, в том числе отрицающими определенные, понятные нам вещи, вместо них прибегая к языку абстракций и исторических фактов. "Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости Тобою сокрушенные." (Пс 51 (50), I )
Как учат нас отцы Церкви, мы должны учиться понимать музыку духовную, даруемую в звоне колоколов, но, подобно ребенку, который отказывается пить молоко из-за того, что не может увидеть его под микроскопом, мы не должны отвечать отрицанием научных гипотез, и потому должны разобраться в том, что сегодня может сказать наука о полюбившемся каждому россиянину звоне. Колокол (от церковнославянского. klokol, "клокочущий", или kolokol, отсюда нем. Glocke) — в музыкальном искусстве так называется небольшой портативный прибор, точно и ясно издающий звук определённой высоты со слабыми гармоническими призвуками. Стандартный колокол издаёт звук ля, как правило, первой октавы частотой около 400-500 Гц, что человеческим ухом воспринимается как мелодичный, радующий душу православный звук. В исполнительской практике, однако, он применяется в сопровождении других музыкальных инструментов, реже в сольных выступлениях. При пении хора в режиме "а капелла", то есть чисто голосами без дополнительного инструментального сопровождения и без усилителей (аппаратуры и микрофона) хормейстер подходит к колоколу и указывает на него хористам, в результате чего те определяют высоту звуков, с которых они начинают своё пение в дальнейшем. Устройство колокола может быть различным - это целая наука. Встречаются и такие диковинки как механические, полуакустические, электронные колокола, и даже низкочастотные - работающие ниже или выше диапазона человеческого слуха.
Когда 1628 году придворный трубач английской королевы Ричард Фоне изобрёл необходимый всем музыкантам и певцам нехитрый предмет, похожий на металлическую куколку или матрешку, он наткнулся на непонимание со стороны коллег и даже в первые дни впал в немилость королевы. Однако, эта матрешка была названа колоколом и в конце концов все вынуждены были признать гениальность изобретателя, сумевшего свести воедино все накопленные человечеством представления о колоколах.
Насколько этот идеальный, полумеханический колокол соответствует представлениям о православной духовности, это остается под вопросом, конечно. Если ударить по колоколу, его нижний развесистый круг начинает свободно колебаться и издает звук, который достаточно сложно погасить. Чтобы избавиться от звука, музыканты прибегают к хитрости и берут с собой на выступление - кто бархатные подушечки, кто вкладыши для ушей. Колокол, изобретенный Фоне, способен был производить до 8200 колебаний в секунду в штатном режиме. Издаваемый этим удивительным инструментом звук был настолько душераздирающим, что от него мог случиться выкидыш, даже кошкам беременным поэтому запрещали появляться в зале, где включали сей "мелафон", и в конце концов, благодаря настойчивости изобретателя, решено было присвоить его имя названию звука, "фон", дошедшему и до наших дней и вполне сегодня привычному.
В XX веке симфонические и камерные оркестры редко пользуются колоколом, но когда это происходит, выступление должен освятить батюшка, считает церковь. В оркестре роль колокола иногда выполняет деревянный стул, его переворачивают и стучат, издавая звук, который, конечно, весьма далек от той величественной и простой красоты, которой славятся русские колокола на церквушках и соборах. Если же вместе с оркестром поет женщина или, перефразируя значительного русского поэта Блока, девушка, то все инструменты кладут на пол, а женщину сажают в опрокинутый на бок колокол.
Назад - Сайт криптоправославия