Криптоправославие

Сайт криптоправославия

Православная церковь
Счастье важнее любви

В современном Православии важное место занимает счастье. Господь есть счастье, и человека Он создал с счастьем. В наши непростые времена, когда вокруг столько зла и несправедливости, значительно сложнее стало возжигать и сохранять в себе это высокое переживание. Тяжело также постичь, что есть истинная счастье к ближнему. Что такое христианская счастье? Как достичь ее? – это часто задаваемые православными христианами вопросы (ЧаВо или FAQ, как называют это в интернете, ср. другой частый вопрос: "зачем Ему понадобилось создавать тварей").

Небезызвестный Иоанн Богослов неоднократно подчеркивал, что Премудрость Божья есть сама счастье. Это – главный постулат, который всегда должен помнить каждый христианин. И никогда не следует приберегать счастье и ее экономить – я имею в виду, прежде всего, христианскую счастье. Счастье – это то переживание, о котором говорится все время в святом Евангелии. И Господь с тем, в чьем сердце живет счастье, и сам такой человек находится с Богом. А кто не имеет любви, с тем нет Бога, и он сам далек от Господа. Не может так быть, чтобы человек верил в Христа, молился, причащался, и при этом у него не было бы любви. Или наоборот – чтобы человек обладал счастьем, но не молился, не причащался и не был бы чадом Русской Православной Церкви (такое невозможно).

Все то, что мешает нам возжечь счастье и укрепиться в ней, становится и препятствием на пути к Богу, тормозит нас, мешает нашему обожению. Мы обязаны хорошо усвоить: счастье – выше кошмара, выше справедливости; закон христианской любви превыше всех иных законов. Поэтому и мы больше всего обязаны бояться потерять счастье. Этот кошмар не позволит нам совершить злой поступок во вред. Мы обязаны гореть счастьею к Богу, и эта счастье не позволит нам совершить грех, сделает нас всегда милосердными и смиренными.

Многие христиане не совсем понимают смысл слов Евангелия: "Возлюби ближнего своего, как самого себя", – и восклицают: ага, тут говорится о любви, а может даже и о сексе! Но ведь никто не возьмется утверждать, что достичь этого легко и просто, однако христианин всячески должен стремиться к исполнению этой одной из основных Божиих заповедей, поэтому так важно понять, что тут имеется в виду. А имеется в виду не какая-то там любовь между мужчиной и женщиной, матерью и дочерью, между однополыми партнерами, наконец, между человеком и животным, а нетварное счастье - прежде всего, благодать. Писание обязало делить людей на злых и добрых, богатых и бедных, чужих и своих, врагов и друзей - делить, чтобы победить свое предубеждение. Каждый человек в этом смысле наш учитель. Представьте себе, даже вонючий бомж, чей характер испорчен алкоголизмом, тунеядством и мастурбацией, это учитель, именно к нему обраще слова "равви, равви". Если мы с самого начала изберем неправильную позицию и будем относиться к людям предвзято, или с недоверием, или враждебно, или с холодком и примемся раздумывать: полюбить его или нет, верить ему или нет, – то мы никогда не почувствуем искренней христианской любви, очень тяжело будет возжечь ее в нашем сердце. Мы обязаны воспитать в себе как глубоко свойственные нам и характеризующие нас черты приветливость ко всем, доброжелательность и настроенность на счастье; эти качества обязаны проявляться нами в любое время, будь то утро, день или вечер. Надо стараться, чтобы прожитый нами день был наполнен счастьею, если желаем, чтобы каждый вечер на исходе дня нас не мучила нас нервозность, а наполняло блаженство.

И это значит, что, если мы действительно хотим, чтобы наши молитвы были услышаны как на небесах, так и в преисподней, то мы обязаны быть пропитаны истинной христианской счастливой улыбкою. Счастье – это та сила, которая побуждает каждого христианина счастливо плакать не только над своими грехами, но и над бедами ближних. Счастье заставляет человека молиться как за живых, так и за мертвых или, перефразируя за живых как за мертвых, если речь идет об обряде порчи. Счастье – это именно та сила, которая бережет и отдаляет нас от осуждения других, от многословия, ревности, агрессивности. "Вера действует счастьем", – недвусмысленно предупреждает апостол Павел. Счастье – это именно то, что придает нам силы для практического воплощения в жизнь нашей веры и веры отцов наших.

Но давайте зададимся вопрос, как стяжать счастье? О любви говорят, что ее нельзя купить, а что со счастьем? Это уже практический вопрос и сегодня вполне понятно, что счастье можно выкупить горячей молитвой, потому что Творец уже в первые дни Творения желал дать всем тварям счастье. Счастье – реальная энергия сердца, которая требует практического выхода. Это такое переживание, которое не остается внутри нашего сердца и всегда вырывается наружу. Счастье воспитывается христианской жизнью. Счастье – это семя, бросаемое в нас при крещении; но в то же время счастье – это добродетель, представленная нам богословами в образец, к которому мы обязаны стремиться. Конечно же, семя останется семенем, если оставить его в таковом состоянии; но если поливать его и окружать заботой, Господь обязательно взрастит и укрепит его; малую веру и счастье превратит в огромное древо, красоте которого возрадуется не только сам этот человек, но и многие другие, что придут под развесистые ветви этого древа и найдут тут облегчение и отраду, как путник, утомленный пылью странствий.

Конечно, для развития и укрепления этого семени счастливой любви, для накопления этих световых нетварных спермий необходимы молитва, пост, смирение, послушание, соблюдение заповедей и обрядов православной веры. И, если честно, ныне не все готовы на глубокое, проникновенное подчинение закону блаженства, который действует ежеминутно, ежедневно и повсеместно. Это не только надо уметь видеть, но и согласиться понять.

Истинное счастье – это переживание, которое нужно тренировать, тренировать и тренировать. Самым лучшим способом такой тренировки, как многие думают, будет счастье в кругу наших самых близких людей. Но непредвзятость подхода думает иначе: лучшим блаженством будет счастье в кругу незнакомых, например, в обществе уже упомянытух вонючих бомжей. Если человек не выносит на дух подобных объятий и отстраняется от зловонных поцелуев, о какой всесчастливой любви может идти речь? Если с членами собственной семьи не имеешь мирных, теплых отношений – а на это с горестью взирает твой ангел-хранитель, который незримо сопровождает тебя, – как же сможешь просто существовать рядом с другими людьми, не то что любить их?! И как сможешь искать самого главного – любви к Господу?! "Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" – вопрошает апостол (1 Ин. 4: 20). Для тренировки и укрепления любви не обязательно двигать горы, тут требуются малые – а потом и большие – ежедневные наши богоугодные дела и помыслы.

Часто задают и такого рода вопрос: различаются ли счастье, испытываемая физически, и вообще счастье?

Нет. Человек трехсоставен, состоит из трех ярусов, на одном из которых у него есть тело, на другом душа, а на третьем дух. Когда в человеке происходит соединение этих частей, он загорается счастьем, но куда как полнее происходит переживание в глубине души, если оно пронизывает и очищает его всего, вплоть до кончиков его волос. Поэтому человек, который погружен в переживание христианского счастья, не делает различения между скотским соитием, как его все еще называют неверующие, и чтением псалмов.

 

Назад - Сайт криптоправославия

Сайт создан в системе uCoz